Образовательная программа ДОУ

OFF

 Пояснительная записка

 

Направленность деятельности групп

 

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение  центр развития ребенка «Детский сад № 149» сдан в эксплуатацию в 1971 году.  Деятельность МДОУ по осуществлению дошкольного образования, дополнительных образовательных услуг платного и бесплатного характера регламентируется лицензией серия А №310778 регистрационный номер 366 от 26.03.2009 года.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка «Детский сад № 149» является звеном муниципальной системы образования города Барнаула, обеспечивает право семьи на получение помощи в охране и укреплении здоровья детей, в их воспитании и предшкольном образовании, основой которой является освоение ребенком обязательного минимума содержания реализуемых в ДОУ учебных программ, развитие всех воспитанников с превышением стандарта дошкольного уровня образования и предоставляет весь спектр образовательных услуг дошкольного воспитания. Медико-педагогические условия, развивающая среда позволяют осуществлять полноценное физическое, личностное и интеллектуальное развитие ребенка, обеспечивают сохранение и укрепление здоровья детей.

В дошкольном учреждении действует 11 групп, из них:

—   первая младшая (с 2 до 3 лет) – 2

—   вторая младшая (с 3 до 4 лет) – 2

—   средняя (с 4 до 5 лет) – 2

—   старшая (с 4 до 6 лет) – 2

—   подготовительная к школе (с 6 до 7 лет) – 2

—   кратковременного пребывания – 1

В МДОУ работают 28 педагогов, из них 14 человек (50%) педагогического коллектива имеют высшее образование, грамотой Министерства образования РФ награждены 2 человека, знаком «Почетный работник общего образования РФ» — 1 человек.

 

Основными задачами ДОУ являются:

— охрана жизни и укрепление здоровья детей;

— обеспечение интеллектуального, личностного и физического развития ребенка;

— приобщение детей к общечеловеческим ценностям;

— взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка.

Учитывая рекомендации педагогической науки и практику учреждений подобного типа, можно говорить о следующих крите­риях результативности работы и основных ориентирах при построе­нии гипотетической модели выпускника МДОУ ЦРР —  «Детский сад № 149»

 — состояние здоровья и физическое развитие;

 — интеллектуальная компетентность;

 — мотивационная готовность;

 — сформированность произвольных психических процессов;

 — социально  — нравственное развитие;

 —  обученность на уровне требований государственных программ.

 

Учебно-образовательный процесс выстроен на основе грамотного сочетания базисной комплексной программы  «Детство» В.И. Логиновой (48% 125 детей). «Программа воспитания и обучения в детском саду» М.А. Васильевой (22%  — 58 детей). «Детский сад – Дом радости» Н.М. Крыловой (30% -75 детей),  и ряда парциальных программ и педагогических технологий «Юный эколог» С.Н.Николаевой, «Наш дом — природа» Н.А.Рыжовой, «ТРИЗ» Г.С.Альтшуллера.

Детский сад организует работу по следующим приоритетным направлениям: ознакомление детей с малой Родиной и укрепление психофизического здоровья. Коллективом педагогов под руководством к.п.н. А.А. Майера разработана и внедрена План-программа по теме: «Ознакомление детей с социальной действительностью в процессе ознакомления с родным краем»,  работа по данной теме ведется на протяжении 10 лет. В рамках Программы разработан и частично апробирован проект «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста с приоритетом реализации задач гражданственности». Планируется дальнейшее продолжение реализации проекта.

 

Цель данного документа – решение конкретных задач, определенных комплексными и парциальными образовательными программами, реализуемыми в ДОУ, социальной ситуацией развития и экспериментальной деятельностью.

Образовательная программа МДОУ ЦРР – «Детского сада № 149» обеспечивает:

  • построение целостного педагогического процесса;

  • обогащение физического, познавательного, социального, эстетического, речевого развития детей, формирование базисных основ личности;

  • гибкое содержание и подбор педагогических технологий, ориентированных на личностное развитие ребенка, раскрытие творческих способностей детей, выявление одаренности;

  • развитие различных видов деятельности с учетом возможностей, интересов и потребностей самих детей.

Ведущая идея образовательной программы – развитие личности ребенка в единстве образования, воспитания и здоровьесбережения.

Образовательная программа базируется на таких ключевых позициях педагогической философии, как

  • личностно-ориентированное;

  •  природо- и культуросообразное образование.

В сфере воспитания главное направление – поиск механизмов создания и деятельности различных воспитывающих микросред, которые выстраиваются на основе здоровьесбережения и обеспечивают амплификацию развития с учетом ведущей деятельности возраста.

Теоретико-методической базой образовательной программы являются: современная теория личности  и деятельности (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец, С.Л. Рубинштейн и др.); системный  и  культурологический  подходы   (В.К. Бальсевич,   М.В. Виленский, И.Ф. Исаев, В.А. Сластенин, Ю.П. Сокольников);    теоретические положения организации и построения системы физического  воспитания  дошкольников  (Ю.Ф. Змановский,   А.Д. Глазырина, В.И. Кудрявцев).

  Цели и задачи программы

Важнейшим условием эффективности образовательной программы является определение ее ценностных ориентиров.

Образовательная программа как внутренний образовательный стандарт разработана в соответствии с требованиями основных нормативных документов: п.3 ст.18 и п.5 ст.14 Закона Российской Федерации “Об образовании”; п.19 “Типового положения о дошкольном образовательном учреждении”; временными стандартами в области дошкольного образования, государственного и муниципального заказа; запросами родителей (законных представителей); исходя из статуса, вида, возможностей детского сада.

Цель программы:

Создать комплексную систему интеллектуального, физического, художественно – эстетического, нравственного развития дошкольников.

 

 

 

Задачи  образовательной деятельности:

  1. Обеспечение рациональной организации воспитательно — образовательного процесса в ДОУ.

  2. Обеспечение рациональной организации приоритетных направлений в ДОУ;

  3. Формирование здоровьесберегающего воспитательного пространства.  

  4. Использование образовательных технологий, способствующих    физическому и психическому развитию детей, сохранению их  здоровья.

  5. Создание предпосылок для развития творческих способностей детей во всех видах деятельности.

  6. Совершенствовать систему управления методической работы в процессе обновления содержания воспитательно-образовательной деятельности. 

Программа разработана авторским коллективом МБДОУ ЦРР – «Детский сад № 149».

Срок реализации: 5 лет (с учетом доработок и коррекции). Образовательная программа утверждена на педагогическом совете МБДОУ ЦРР – «Детский сад № 149». 28_ сентября  2011 года.